Вы находитесь здесь: Главная > 11 класс, 9 класс, ЕГЭ, Сочинение > Термины для работы над сочинением

Термины для работы над сочинением

Насколько полезным оказался материал?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

 Существуют термины, о которых нужно иметь представление при работе над сочинением

1. Текст — последовательность предложений, объединённых общей темой и идеей и характеризующихся смысловой завершённостью. Показателями завершённости текста являются возможность по­добрать к нему заголовок, а также правильное соотношение со­держания введения и заключения.

2. Тема — предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём.

3. Проблема — вопрос, задача, которые требуют разрешения. Про­блемой может быть вопрос, не допускающий однозначного ответа. Например: «Что такое патриотизм?» или «Будет ли достойный человек пресмыкаться перед властями предержащими?» Пробле­ма предполагает наличие конфликта во взглядах, разных точек зрения в понимании поставленного вопроса. При наличии не­скольких проблем в тексте говорят о его проблематике.

4. Комментарий к проблеме — это разъяснение проблемы, её интер­претация. Комментарий включает в себя характеристику пробле­мы с позиций её актуальности, а также с точки зрения того, как она представлена автором и толкуется им в событиях и ситуациях анализируемого текста. Прокомментировать проблему — значит показать степень понимания текста, умение видеть его важней­шие аспекты и уловить ход авторской мысли.

5. Средства описания текста — типовые конструкции (клише) для выражения авторских действий. Например: «автор текста ставит проблему»; «он полагает»; «автор заставляет читателя задумать­ся»; «автор разоблачает...»; «автор отстаивает точку зрения...»; «автор призывает к...», «так как убеждён в том, что...» и т.д. Можно выделить типовые конструкции для описания различных аспектов содержания текста, например для введения, заключе­ния, включения иллюстративной части и так далее.

6. Точка зрения автора — авторская позиция, отношение автора к той или иной проблеме. В текстах научного или публицистическо­го стилей такая позиция выражается прямо, открыто; в текстах же художественного стиля — скрыто, через подтекст.

7. Главная мысль автора — то же, что авторская позиция и точка зрения автора.

8. Идея текста — ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию. Синонимы: «точка зрения ав­тора», «главная мысль автора».

9. Тезис — высказанная мысль, положение. В сочинении тезис — это каждая из композиционных частей работы, самостоятельно сформулированная автором.

10. Аргумент — логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса. В сочинении аргумент — это пример из произве­дения художественной литературы, подтверждающий высказан­ную мысль, а также пример из жизни, утверждающий истинность ранее сформулированного тезиса.

11. Цельность текста — наличие в тексте единой коммуникативной цели (мысли), объединяющей весь текст и связывающей все ком­позиционные его элементы в единую структуру. В сочинении не должно быть материалов, не относящихся к теме сочинения, по­скольку они нарушают его цельность. Такие композиционные части текста, как введение и заключение, должны соответствовать его теме и соотноситься друг с другом по принципу «вопрос — от­вет». Изложение мыслей в сочинении не должно быть беспоря­дочным, поскольку это нарушает цельность текста и затрудняет его понимание читающим. Вот почему для пишущего сочинение нужен предварительно составленный план. Следует помнить о трёхчастной композиции сочинения, включающей введение, ос­новную часть и заключение. Основная часть, в свою очередь, мо­жет содержать также несколько положений, которые следует от­делить друг от друга абзацами. Как минимум же абзацами отделяются друг от друга введение, основная часть и заключение. При этом введение и заключение не должны быть больше основ­ной части.

12. Связность — продуманность композиции текста, вытекание по­следующего из предыдущего; наличие необходимых средств связи между элементами текста и между отдельными предложениями, а также наличие средств описания текста.
13. Логичность — непротиворечивость смысловых компонентов тек­ста друг другу и главной мысли (идее); отсутствие логических ошибок. К логическим ошибкам относится, например, алогизм — сопоставление несопоставимых понятий («Язык героев Платонова отличается от всех других героев»); подмена понятия («Мы с не­терпением ждали приближения премьеры фильма» — ждут не приближения, а премьеры); утверждение взаимоисключающих понятий («Спустя год назад, он уехал за границу»); сочетание ло­гически неоднородных понятий («В вазе лежали яблоки, груши, фрукты, сливы»); неправильное установление причинно-следственных связей («После того как Одинцова посетила Базаро­ва, ему ничего не оставалось делать, как умереть»).

 14. Абзац — отступ в начале строки, красная строка, а также фраг­мент текста между двумя отступами. Абзац является элементом композиционного членения текста, средством выделения его смы­словых частей. Абзацное членение текста — во многом авторское членение: не кто иной, как автор, определяет, какие части выде­лить в специальные абзацы, а какие, напротив, соединить в еди­ный фрагмент. В экзаменационном сочинении выпускник должен строить свой текст с учётом абзацного членения, подчёркивая структурность своего эссе и заботясь о читателе (эксперте), кото­рый будет проверять его текст.

15. Введение — вступительная часть сочинения, излагающая тему и проблему анализируемого текста. В экзаменационном эссе нет не­обходимости излагать тему исходного текста, но суть одной из проблем изложить нужно обязательно. Эта часть сочинения мо­жет быть условно названа введением.

16. Заключение — последняя часть текста сочинения, утверждающая его цельность. В заключении следует ещё раз подчеркнуть ту мысль, которая избрана автором как главная.

17. Рецензия — критический отзыв о каком-либо произведении, о его особенностях, достоинствах и недостатках. В рецензии обычно подчёркивается актуальность, важность темы, глубина авторско­го подхода к ней, перечисляются основные композиционные эле­менты исходного текста с точки зрения того, как они раскрывают основную мысль или основную проблему, затронутую в произве­дении. Выпускное сочинение школьника может иметь характер рецензии или содержать её элементы

18. Эссе — статья, содержащая размышления по какому-либо вопро­су: социальному, философскому, этическому. Автор эссе может отталкиваться от литературного произведения, осмысливая по­ставленную в нём проблему, развивая мысли его автора, споря с ним. Эта форма не требует полного анализа разбираемого произве­дения — эссе интересно прежде всего самостоятельностью мысли, её яркостью.

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Страница 1 из 11