Вы находитесь здесь: Главная > Словари > Словарь терминов

Словарь терминов

Насколько полезным оказался материал?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (6 votes, average: 4,83 out of 5)
Loading...

Словарь терминов

Автобиография - описание автором своей собственной жизни; художественное жизнеописание. От мемуаров или дневника отличается наличием элемента вымысла и обобщения. Если в художественном произведении автор ис­пользовал события своей личной жизни в качестве исходного материа­ла, но переработал их определенным образом, такое произведение называется автобиографическим.

Автор - создатель художественного произведения [книги, картины, симфонии, театральны постановки и т. п. ]

Аллегория - образ, закрепленный традицией. Иносказание в аллего­рии - однозначно. Хитрость - лиса, глупость - медведь, жадность – волк, коварство – змея. Например, в басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза - это аллегория легкомыслия, а Муравей - предусмотрительности.

Амфибрахий  -  трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стихотворной стопе.

Аналогия - сходство в каком-либо отношении между явлениями и предметами.

Анапест - трехсложный сти­хотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Анафора - едино начатие, по­вторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

Антикварная книга - старинная или просто ценная книга, она представляет собой или прижизненное издание писа­теля-классика, или книгу с какой-то дарственной надписью, или книгу с автографом, а иногда просто с пометками выдающихся людей прошлого и настоящего. Антикварным может считаться единственный экземпляр утраченного издания, а также редкостно оформленная книга.

Антитеза – художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста. Часто строится на антонимах. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. [А. С. Пуш­кин].

Антонимы - слова, противоположные по значению, Они помогают луч­ше передать противоречия, противопоставить явления.

Апогей - самая высокая, «вер­шинная», степень развития чего-либо.

Архаизмы - устаревшие слова и выра­жения, придающие речи торжественность: «Угас, как светоч, дивный гений»; «И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр». Архаизмы - слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких-либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

Ассоциации - образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий.

Афоризм - краткое изре­чение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или жи­тейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. К афоризмам часто относят пословицы; но афоризм имеет автора, в то время как пословицы - народное творчество.

Басни - короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулирован­ной моралью, нравоучением, имеющий иносказательный смысл. Дей­ствующими лицами басни часто бывают животные, растения, вещи. Они наделены характерными чертами поведения людей. Возникновение бас­ни связывают с именем древнегреческого раба Эзопа. По его имени иносказательную речь стали называть эзоповым языком.

Белый стих - нерифмованные стихи.

Биография - историй жизни человека, жизнеописание (может быть научной, художественной, документальной).

Былина - произведение русского фольклора о подвигах героев-бога­тырей, которые защищали русскую землю, и отражающая жизнь Древней Руси (IX—XIII вв.). Богатыри наделялись необыкновенной силой, бесстраши­ем, умом, сообразительностью и волшебным оружием. В былине сохране­ны реальные события, имена, подробности. Былины в старину рассказывал, сопровождая рассказ игрой на гуслях, сказитель. Сначала появились мифологические былины (о Святогоре; о Дунае, о Волхе, о Михаиле Потыке), потом Киевские (о Добрыне, о Сухмане, о Соловье Будимировиче), затем Владимиро-Суздальские (об Илье Муромце, об Алеше Поповиче).

Вводный эпизод - включение в художественное произведение сю­жета, напрямую не связанного с основным повествованием, но подчи­ненного главной мысли произведения.

Гимн - торжественная хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей.

Гипербола – образное выражение, которое содержит непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явле­ния  (Поднял Илья Муромец палицу в сорок пудов).

Деталь художественная - выразительная подробность в произведении, несущая значитель­ную смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественная деталь может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае деталь используется, чтобы на­глядно представить описанное.

Диалог – разговор, как правило, двух лиц.

Драма — литературное произведение в диалогической форме с серь­езным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Жаргонизмы - снова или выражения, отличные от общего языка, в том числе искусственные, иногда условные, имеющие обращение в раз­личных социальных возрастных или объединенных общими интересами группах.

Завязка – начальный момент развития событий, изображенных в ху­дожественном произведении. Часто возникновение конфликта между действующими лицами.

Загадка - замысловатое поэтическое описание предмета или явле­ния, которое нужно отгадать, жанр устного народного творчества. За­гадка указывает на особые свойства, признаки, действия, которые присущи загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отри­цании сходства между предметами.

Зачин (запев) - устойчивая формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения фольклора.

Звуковые повторы - повторение сходных звуковых сочетаний в худо­жественной речи, которые используются дли усиления художественной выразительности.

Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержа­ние произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного  вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

Интерьер  - описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну.

Ирония — употребление слова, выражения в смысле, обратном бук­вальному, с целью насмешки (обращение к ослу: «Отколе, умная, бре­дешь ты, голова». И. А. Крылов).

Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов («Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав». А.С. Пушкин).

Композиция литературного произведения - это сочетание и распо­ложение частей и элементов произведения, его строение, т.е. расста­новка персонажей (система образов), событий и поступков (сюжет); способ повествования (смена точек зрения); подробности обстановки, поведения, переживаний (детали), стилистические приемы (художественные средства),  внесюжетные отступления.

Конфликтная ситуация - в литературе - создание с помощью художе­ственных средств такого положения в художественном мире произведе­ния, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.

Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия худо­жественного произведения.

Лирика - то, что произнесено под звуки лиры. Лирика берет начало в устном народном творчестве. Вид поэзии, изображающий духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.

Метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства или контраста. Метафора позволяет в краткой форме создать емкий образ (Осень плачет, горит восток зарею, время золотое), но встречается очень часто даже в обы­денной речи (солнце встало, дождь пошел, река бежит).

Миф  - рассказ, повествующий о богах, героях, демонах, духах. Мифы отражают представления людей о раннем обществе, первобытной природе. Для мифов характерно очеловечивание природы, установление мнимых связей между различными явлениями. Наиболее известны мифы Древней Греции.

Монолог - развернутое высказывание одного  действующего лица или автора произведения.

Мотив - составная часть сюжета. Мотив является побудительной причиной, поводом к какому-либо действию. Мотив связывает события в единую цепь, подразумевает вопросы ПО­ЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

Названия - словесное обозначение вещи, явления. Название литературному произведению дает его автор. Название может быть идейным, тематическим, ставящим проблему, образным. Оно может быть выраже­но отдельным словом (словами), предложением, содержать вопрос (восклицание)  или содержит многоточие.

Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою.

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Еще чаще неодушевленным предметам приписы­ваются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. А. Фет. О чем поёшь, ветер ночной.  Ф. Тютчев).  Оли­цетворение часто используется в поэзии и басне.

Отрывок - часть, выделенная из какого-нибудь произведения.

Параллелизм - расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа. (Едут по полю доб­ры молодцы, летят по небу ясны соколы. В.  Брюсов).

Пейзаж – 1. Вид местности. 2 Рисунок, картина, вид, описание при­роды в литературном произведении.

Персонаж - художественный образ, наделенный духовностью, чертами наружности, поведением. Персонажами могут быть образы людей, животных, растений, неодушевленных предметов, природных стихий, фантасти­ческих существ. В литературе персонаж называют литературным героем.

Плеоназм - оборот речи, в котором излишне повторяются слова, оди­наковые или близкие по значению (в июне месяце; отступить назад). Плеоназм особенно характерен для фольклора.

Повесть - средний по объему прозаический жанр со сравнительно не­сложным сюжетом. В повести в отличие от рассказа изображается не одно событие, а ряд событий из жизни героя. Для удобства восприятия и осмысления событий повесть разбита на главы, которые могут быть озаглавлены или пронумерованы римскими цифрами.

Повтор - повторение одной фразы, слова или словосочетания на про­тяжении некоторого отрезка текста, используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

Поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляю­щее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Пословица - краткое изречение с назидательным смыслом. Она со­держит поучительный смысл (учит, одобряет, наставляет, порицает, за­ставляет задуматься).

Поэма - большое стихотворное произве­дение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему

Проза - нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

Пролог - вступительная часть литературного произведения, элемент композиции, который предшествует завязке.

Просторечия - слова или выражения, встречающиеся в речи малооб­разованных людей, свойственные не литературному разговорному употреблению.

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления. Пьеса разбита на действия, а те, в свою очередь, - на картины (сцены). Каждая картина имеет свое оформление и сопровождается словами автора. Пьеса может быть написана в стихах и прозой.

Развитие действия - последовательность происходящих событий, ве­дущая к кульминации.

Развязка - заключительный момент в развитии действия художествен­ного произведения, т. е завершение действия, разрешение конфликта.

Рассказ - повествовательное произведение небольшого размера. Характерная особенность рассказа - наличие одного «центрального» события. Рассказы могут быть объединены под общим названием, ко­торый называется циклом.

Риторический вопрос - содержит утверждение или обращение в фор­ме вопроса, на который не ожидается ответа. (Кто из вас не бывал зной­ным летом в прохладном темном лесу?)

Синонимы - слава, близкие по значению. Например, холод, стужа.

Скороговорка - искусственно, ради забавы придуманная фраза с труд­но произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Содержание литературного произведения - то, о чем в нем говорит­ся, внутреннее значение (идея). Содержание произведения раскрыва­ется на основе сюжете.

Сравнение - сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сопровождается союза­ми КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, ПОХОЖИЙ, ПОДОБНЫЙ и другими. (Трава, будто шелковые нити.) Сравнение должно быть основано на ре­альном сходстве предметов, явлений.

Строфа - часть текста, с повторяющейся организацией ритма и риф­мы, объединяющая несколько стихов.

Считалка - произносимый нараспев стишок, с помощью которого рас­пределяются роли в игре

Сюжет - цепь событий в литературном произведении. В основе сюжетного действия лежит конфликт. Постро­ение сюжета: завязка, развитие действия,  кульминация, развязка.

Тавтология - повторения одной и той же мысли другими словами, не обогащающими её смысла.

Тема - круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил свое внимание автор литературного произведения.

Умолчание - оборот речи, в котором автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно он хотел сказать, что осталось невысказанным (Вот показывается прозрачная капелька-слезинка. Показалась и застыла, маловато еще силенок. Сле­дом натекает вторая, третья... Незаметно растет хрустальная сосулька. Б. Тимофеев).

Фольклор - устное народное творчество. Это сказки, былины, загадки, народные песни и т. д.

Фрагмент - отрывок текста, художественного или музыкального про­изведения.

 Художественная литература бывает разных родов. Исторически сложилось деление на три рода: эпос, лирика, драма.

Цитата - включение автором в собственный текст элемента «чужого» высказывания.

Эпиграф - краткое изречение, которое помещается перед произведе­нием, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

Эпизод - случай, происшествие; часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.

Эпилог - заключительное обращение к читателям, подведение ито­гов, краткое повествование о том, что случилось с персонажами, спустя некоторое время.

Эпитет - образное художественное определение. Образное определение предмета или действия (Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду… С. Есенин).

Эпитеты называют характерные признаки предметов, явлений Они чаще всего употребляются в художественном стиле. Эпитеты помогают автору нарисовать, а читателю представить какую-либо картину. Эпи­теты обычно используются для передачи выражения чувств, настрое­ний. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Постоянные эпитеты в устном народном творчестве: крас­на девица, добрый молодец, зелена трава.

Эпос - произведения народного творчества - героические сказания, песни. Повествование может идти от лица героя-рассказчика или от лица автора. Рассказываемое всегда - прошлое для него. Основано на объективном отражении процессов общения человека с миром. Для эпоса ха­рактерны глаголы прошедшего времени.

 

Теги:

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Страница 1 из 11