Вы находитесь здесь: Главная > 11 класс, ЕГЭ, ЕГЭ сочинение > Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку

Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку

Насколько полезным оказался материал?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Проблематика текстов по русскому языку

Ежегодно ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Конечно, это тексты с разным содержанием, однако проблемы, поднятые в них, часто повторяются.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать по темам:

1. Взаимоотношения отцов и детей:

  • проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировос­приятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгля­ды друг друга?);
  • проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
  • проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:

  • проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
  • проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подрост­ка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
  • проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирова­ние характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формиро­вание характера человека события, которые произошли в детстве?).

 3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:

  • проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии челове­ка;
  • проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе от­ношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
  • проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

 4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:

  • проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Воз­можно ли продолжение дружбы после предательства?);
  • проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
  • проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

 5. Человеческое благородство:

  • проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор че­ловека;
  • проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привес­ти халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
  • проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
  • проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).

 6. Честь и человеческое достоинство:

  • проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценно­стей?);
  • проблема защиты чести и собственного достоинства;
  • проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

 7. Отношения человека с другими людьми:

  • проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
  • проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
  • проблема истинной дружбы;
  • проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
  • проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
  • проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира:

  • проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
  • проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре ра­дости?).

 9. Одиночество человека:

  • проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
  • проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ре­бенок ощущал себя одиноким?);
  • проблема одинокой старости.

 10. Человек и искусство:

  • проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
  • проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
  • проблема восприятия музыки человеком.

 11. Отношение человека к миру природы:

  • проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
  • проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
  • проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
  • проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь че­ловека, его взаимоотношения с природой?);
  • проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).

 12. Бережное отношение человека к языку:

  • проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необхо­димо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и пра­вильности русской речи?).

 13. Человек и власть:

  • проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как долж­ны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

 14. Сострадание окружающим:

  • проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
  • проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи чело­веку.

15. Отношение человека к войне:

  • проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может при­нять сам факт войны?);
  • проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные собы­тия и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
  • проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
  • проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному чело­веку в экстремальных ситуациях?);
  • проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.

 

По материалам пособия Драбкиной С.В,, Субботина Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена.

 

Теги: ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Страница 1 из 11