Ответы на вопросы олимпиады по русскому языку в 11 классе

Ответы на вопросы олимпиады по русскому языку  в 11 классе

1.      Жалюзи, сабо, звонят, включат, включено,  христианин, кровоточить, сорит.

             За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимум – 4 балла.

 2.      Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О).

Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов.

              По 2 балла за объяснение каждого слова. Максимум -  6 баллов.

 3.      Гулял по острию ножа  (ходить по острию ножа),   после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп);  лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин),  знак допроса (знак вопроса ), птичкиным языком ( птичьим языком); треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом), курей слеповатых (слепая курица),  пройти  сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко).

    За  восстановленные идиомы   – по 1 баллу. Всего  9 баллов.

 4.      Ответом на вопрос  Он тебе кто? могут служить слова брат, друг, сосед, помощник, отец, одноклассник, учитель.  Все они называют лицо по отношению к  другому лицу: отец, например,  - по отношению к детям: если у человека нет детей, он не может быть назван отцом. То же самое  по отношению к словам  друг, сосед, помощник и т.д. Слова  прохожий, вахтер,  милиционер, лентяй,   зануда называют лицо безотносительно к другому лицу.

    Главное, чтобы в каждой группе не было лишних существительных. Именно это свидетельствует об интуитивном  понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. Если  объяснение в том или ином виде содержит    указание   на  значение  слов  первой группы, - еще 1 балл.

          Максимум 2 балла.

5.      Современное
членение

Историческое членение

почти

по-чт-и; ср.: почитай, чтить

надсад-н-ый

над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина

достоверн-ый

до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере

жмот-ø

жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование  жим / жм

По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.

   Максимум – 4 балла

6.   1) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.(Местоимение)

      2) Что жизнь ему без свободы, силы и любви?(Частица)

     3) Такое воздействие возможно.(Имя прилагательное)

    4) Пожалуй мне немного деньжат до завтра.(Глагол)

    5) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже

       другой.(Союз)

    По 1 баллу за слово. Максимум- 5 баллов

 7. Его портфель (примыкание). В остальных словосочетаниях – согласование. Притяжательное местоимение его – неизменяемое слово.

    Всего – 2 балла.

 8. 1. Он вышел из комнаты  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.

2. Он вышел из комнаты,  энергичный,  свежий,  бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный,  свежий,  бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).

- Указаны варианты пунктуации – 1 балл.

- Дан верный синтаксический комментарий к одному из вариантов пунктуационного оформления – 1 балл.

 - Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.

  - Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла

         Максимум – 4 балла

 9. Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов?

Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты?

Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения

Для чего предназначены такие словари?

Словарь трудностей произношения и ударения (орфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.

Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др.

Оценка.

-  Фиксация того, что выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские] (до 2 баллов)

-   Фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).

-  Фиксация того, что такие словари называются орфоэпическими или словарями трудностей произношения [и ударения]  (1 балл).

-   Он содержит справки об орфоэпической норме, произношении и ударении [в различных формах] трудных слов, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение (1 балл).

За упоминание Р.А. Аванесова и др. - дополнительный балл.

Максимум – 6 баллов

  10.  Оценка. До 10 баллов. Снимается по 1б за: 1) отклонение от конкретной задачи и авторского замысла; 2) отсутствие или недостаточность аргументации; 3) фактическую недостоверность; 4) логическую, композиционную и смысловую незавершенность;    5) бедность и однообразие словаря и  синтаксиса; 6) речевые недочеты; 7) грамматические ошибки;  8) орфографические и пунктуационные ошибки.

Страница 1 из 11