Вы находитесь здесь: Главная > 11 класс, Главная, ЕГЭ, ЕГЭ Средства связи предложений в тексте, Синтаксис > Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте

Насколько полезным оказался материал?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Средства связи предложений в тексте

ЕГЭ задание 2    Формулировка задания: Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

Проверьте себя

ЕГЭ задание 2

средства связи предложений в тексте
Начать
Поздравляем - вы закончили ЕГЭ задание 2. Вы набрали %%SCORE%% баллов из %%TOTAL%% возможных. Ваш результат:  %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Назад
Закрашенные квадратики - это завершенные вопросы.
1Конец
Назад
 

 Надеемся, вы указали верный ответ!

Что требуется от учеников: выбрать из предложенных средств связи подходящее по смыслу вводное слово или союз, при помощи которого указанное предложение связывается с предыдущим. 

Требуется знать тему «Средства связи предложений в тексте».

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различ­ных средств связи.

Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.  

Лексические средства связи, востребованные в задании 2
Лексические повторы (повторы слов и сло­восочетаний), в том числе повторы ключе­вых слов, употребление однокоренных слов. «...будьте самим собой, и вы никогда не бу­дете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не от­личаете себя от других. Завидуете - значит, не нашли себя» (Д.С. Лихачев).
Синонимы и синонимические замены (в том числе синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения). «Меня не удовлетворяют словарные опреде­ления слова «жадность». «Стремление удов­летворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «Скупость, корыстолюбие» (Д.С. Лихачев).
Контекстные синонимы. Жадность - ... это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничи­вающая, жухлость умственная, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, заб­вение товарищества» (Д.С. Лихачев).
Антонимы (в том числе и контекстные). «Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимо­го дела и любимых людей, а не несчастны­ми, живущими скучной жизнью, раство­ряющими себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях» (По Д.С. Лихачеву).
Морфологические средства связи
Союзы. «Чем больше человек окружен этой духов­ной культурой, погружен в нее, тем он сча­стливее, тем интереснее жить, жизнь приоб­ретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искус­ству нет этой «духовной культуры». «Пере­станешь учиться - не сможешь и учить. ИБО знания все растут и усложняются» (Д.С. Ли­хачев).
Использование личных, указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений. «Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи - все то, что сопутствовало че­ловеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизи. ВСЕ ЭТО не только во­шло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей (Д.С. Лихачев).

Использование наречий.

«Образ уточняет свое значение благодаря контексту и становится полностью понят­ным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слез». ЗДЕСЬ вступает в силу тема иро­нии судьбы - судьбы, смеющейся над пре­ходящими явлениями человеческой жизни» (Д.С. Лихачев).
Использование степеней сравнения прила­гательных и наречий. Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
К синтаксическим средствам связи предложений относятся:
Синтаксический параллелизм, предпола­гающий одинаковый порядок слов и одина­ковую   морфологическую   оформленность членов стоящих рядом предложений. «Уметь говорить - искусство. Уметь слу­шать - культура» (Д.С. Лихачев).
Парцелляция (деление) конструкций, изъя­тие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде само­стоятельного неполного предложения. «Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной много­значности не могут быть совершенно точ­ными, не могут полностью выражать явле­ние. ПОЭТОМУ в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным» (Д.С. Лихачев).
Использование неполных предложений. «Почему это так?»
Использование вводных слов и предложе­ний, обращений, риторических вопросов. «Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть мо­жет быть разной глубины проникновения в духовную суть человека» (Д.С. Лихачев).

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: средства связи предложений в тексте.

Алгоритм выполнения задания:

Чтобы правильно определить необходимое для данного контекста слово:

1)   Внимательно вчитайтесь в текст.

2)   Путем последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логиче­ское соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует. Этот прием поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.

 

*** Драбкина СВ., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. 

Теги: , ,

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Страница 1 из 11