Вы находитесь здесь: Главная > 9 класс, ГИА/ОГЭ, Сочинение, Сочинение-рассуждение > Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Насколько полезным оказался материал?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (9 votes, average: 4,22 out of 5)
Loading...

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ 15.1

1. Познакомьтесь с высказыванием.

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.

Например. "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". К. Паустовский

2.  Определите основную мысль высказывания.

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Например:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

3. Вступление. Здесь необходимо:

1)      сформулировать позицию автора высказывания;

2)      выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора можно с помощью слов и выражений:

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает; ссылается на..., останавливается на ...; раскрывает содержание, отмечает важность; формулирует, касается, утверждает, считает, что ... и т.д.

Для выражения своего отношения к авторской позиции используйте  следующие слова:

действительно,  на самом деле, не могу не согласиться с автором высказывания, я полностью согласен с ..., вынужден согласиться с ..., я разделяю точку зрения автора высказывания, я поддерживаю мнение автора, бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

4. Основная часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста).
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста).
Докажем эту мысль на примерах из текста... . Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... .

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

  1. примеров должно быть 2;
  2. примеры должны быть из указанного текста;
  3. приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Исходный текст из демоверсии  ОГЭ

Примеры аргументирования

Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

 5. Заключение.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ... ; Итак, ... ; Следовательно, ... ; В итоге можно прийти к такому выводу: ... ; В заключение можно сказать, что ... ; Мы убеждаемся в том, что ... ; Обобщая сказанное, ... ; Из этого следует, что ... и т.д.

Например.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть 4 абзаца.


Теги: , ,

2 комментариев к записи “Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему”

  1. Лариса:

    Материал скопировать нельзя!!!! Это плохо!

  2. Плагин, запрещающий копирование, удалён.

Оставить комментарий

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.

Страница 1 из 11